Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

город Гусь-Хрустальный
старейший центр стекольной промышленности! Отсюда и такое запоминающееся название города.

Интересна история города, казалось бы, Гусь-Хрустального не было бы, если бы не приказ о выводе стекольных заводов из Подмосковья в 1754 году.

Город Гусь-Хрустальный полностью оправдывает свое название. Здесь расположен очень известный стекольный завод. Изделия его мастеров-стеклодувов, мастеров-резчиков по хрусталю широко известны как в нашей стране, так и зарубежом.

Город Гусь-Хрустальный входит в состав Золотого кольца России. Символ города Гусь-Хрустальный - метровый хрустальный гусь, вышедший из рук мастера. Это очень красивое изделие, которым гусевчане очень гордятся.

Достопримечательности:

Георгиевский собор


Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии Художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками храм отмечен как художественное совершенство в произведениях известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений".

В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Обращают на себя внимание наличники окон, порталы, крыльца в узорочье, изразцы. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.

Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный Суд" кисти В.М. Васнецова, который вызывает особый интерес специалистов и любителей искусства.

В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П. Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".

По эскизу Васнецова выполнена великолепная мозаика "О тебе радуется, Благодатная" известным петербургским мастером-мозаичистом В.А. Фроловым, украшающая алтарную часть собора.

Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.

Не все сохранилось в храме, в 1920-е годы перестроенном во "Дворец Труда". Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей, многоцветьем светоносных и золотоносных смальт как заново рожденная засверкала мозаика. Картина Васнецова "Страшный Суд" после сложнейших работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я. Казакова, известного по реставрации росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, вернулась на свое место.

Музей хрусталя

Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С.Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского правительства во главе с А.С.Грибоедовым. В знак искупления вины перед правительством и лично Мальцовым персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.

Уникальны многослойные вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э.Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми "рисованными" пейзажами. Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.

Изделия 1920-х годов просты и лаконичны по своей форме с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками. Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события страны - "Пятилетка в 4 года", "20 лет Октября", "Спартакиада народов СССР", "850 лет Владимиру".

Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают гусевские художники, выпускники высших художественных училищ. Каждый из художников имеет свой почерк, индивидуальный подход к способу самовыражения. Красота природы родного мещерского края отражена в работах художника Е.Рогова. Лиричны и поэтичны его композиции "Рябинка", "Лесные дали", "Лето". Удивительны гутные работы члена-корреспондента Академии художеств В.Муратова. Декоративная композиция "Согдиана" передает образы легенд и сказаний Древнего Востока. Декоративные скульптуры "Лев", "Жар-птица", "Тройка" вобрали в себя народные традиции русского стеклоделия. Нежны и лиричны работы О.Козловой. Великолепна пластика и гравировка А.Курилова.

В настоящее время в экспозиции музея представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины XVIII столетия, до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла. Экспозиция постоянно дополняется современными образцами производства.

Творческий коллектив завода - это коллектив художников-профессионалов. Все они являются постоянными участниками выставок как в России, так и за рубежом. Каждый художник - это особая творческая индивидуальность со своими принципами, идеями и методами выражения. Изучая тенденции и направления мирового искусства стеклоделия, художники стремятся открыть новые выразительные средства, создать свой собственный путь в формировании облика и содержания современного стекла. Работа над образом художественной вещи идет по двум направлениям: с одной стороны - создание уникальных, авторских изделий, а с другой - эталонов массового производства.

Мимо авторских работ художников, представленных в экспозиции, нельзя пройти, просто скользнув любопытным взглядом. Завораживают гутные работы народного художника России В.С. Муратова, которому удалось органично соединить в своем творчестве профессионализм с народными традициями стеклоделия. Декоративные скульптуры из гутного стекла, созданные Муратовым, - это целая система новых пластических решений, тонкое, образное понимание цвета. Изыскан, грациозен, изящен почерк О.И. Козловой. В традициях старого гутного стекла выполнены работы В.В. Корнеева - заслуженного художника России и главного художника хрустального завода. В них много тонкого юмора, сочное, яркое звучание стекла. Корнеев - ведущий мастер алмазной грани. Его рисунки алмазного гранения отличаются неординарностью, нестандартностью мышления с одновременным уважением к традициям классической алмазной грани XIX века. Красота природы Мещеры питает творчество "старейшины" художников - народного художника России Е.И. Рогова. Яркие декоративные ансамбли, лиричные композиции и многопредметные сервизы художников В.И. Касаткина, В.С. Зайцева, Р.Н. Аксенова отмечены безупречностью вкуса, образным богатством, эмоциональной содержательностью. Произведения заслуженного художника России А.С. Курилова отличает умение говорить на языке чувств, воссоздать лирические образы, оставаясь в границах пластики стекла. Излюбленный технический прием - гравировка - переходит в его работах в художественную выразительность формы.

Производство посудных форм от малой стопки до сервизов специального назначения, с одной стороны, прочно базируется на старых традициях производства, а с другой - отвечает современным требованиям технологии и эстетики быта. Гусевской хрустальный завод одним из первых в стекольной промышленности решил проблему малой серии, начав малосерийный выпуск высокохудожественных изделий из стекла, а также изделий, окрашенных концентратами окислов редкоземельных металлов. Выпускаемая в настоящее время питьевая посуда, представленная в экспозиции музея, подчеркнуто-декоративна в ее художественном решении.

Многие произведения декоративно-прикладного искусства демонстрировались на российских, всесоюзных и международных выставках. Уникальные экспонаты XIX века и современные авторские работы, представленные в экспозиции, были опубликованы в каталоге Gorning Museu of glass (США, 1990 г.), каталогах художественных выставок в Швеции (1990 г.), в Германии (1991 г.)

Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее. Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее хрусталя ежегодно проводится международный фестиваль хоровой и камерной музыки "Хрустальная лира".

Хрустальный завод

Гусевская хрустальная фабрика первой выступила на широком рынке, предложив доступный всем ассортимент изделий из простого стекла - кувшины, графины, рюмки, бокалы и пр. Знаменитые гусевские графины с петухами, букетами стали известны по всей России и во всем мире. С момента основания завода на нем варили и хрусталь. Мальцовский хрусталь очень быстро завоевал признание на российском рынке. На первой Всероссийской выставке мануфактурных изделий Мальцов был награжден Большой золотой медалью за "отличный хрусталь". Высокое качество изделий отмечалось и в последующие годы.

В 1857 году Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб России. Гусь-Хрустальный в ведомостях мануфактур, выпускаемых в эти годы в Германии, значится уже как "чисто русское хрустальное производство", работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющим русские кадры. Завод выполняет крупные заказы царского двора, уникальные хрустальные изделия для шаха Ирана. Мальцовский хрусталь употреблялся для кавалерских и обычных столов в пригородных дворцах императора.

Круг предметов, поставлявшихся на всероссийский рынок, был обширным - начиная со столовой посуды и кончая церковной утварью. Вырабатывались "вещи самые дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой до самых простых, дешевых, обыкновенно в хозяйстве употребляемых".

Продукция завода приобретает особый характер уникальности, высокой художественности исполнения. Развиваются традиционные техники и осваивается все новое, что появляется в европейском художественном стеклоделии. Лучшие изделия, выполненные заводскими мастерами, выставлялись на крупных зарубежных выставках и неоднократно завоевывали призы за оригинальность и самобытность художественных решений, уникальность и виртуозность исполнения, разнообразие форм, цветовой гаммы и декора, а также высокий уровень профессионального мастерства. На Всемирной Парижской выставке 1900 года изделиям была присуждена высшая награда "Гран При", в 1958 году в Брюсселе - бронзовая медаль, в 1976 году в Братиславе - две золотые медали, на международной Лейпцигской ярмарке 1979 года- Большая золотая медаль.

В 50-е годы на завод приходят художники-профессионалы. Организованная творческая лаборатория стала создавать новый ассортимент с учетом вековых традиций русского стеклоделия и богатого наследия народного искусства.

Гусевской хрустальный завод известен в нашей стране и за рубежом как традиционный центр русского промышленного стеклоделия. Во время экскурсии можно познакомится с работой цеха №6, который специализируется по выпуску бесцветного хрусталя. Вы сможете увидеть всю технологическую цепочку - от выдувания до упаковки. В этом цехе работают 3 стекловаренные ванные печи, в которых непрерывно варится бесцветный хрусталь.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. У выдувальщиков в руках длинные металлические стеклодувные трубки с резиновой грушей. Это трубки-самодувки, которые были внедрены в производство в 50-е гг. На один конец стеклодувной трубки берется капля раскаленного хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика - наборная трубка. С ее помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит ее к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. Изделия помещаются в лер, где внутри установлены газовые горелки, которые регулируют температурный режим отжига. Там они сначала нагреваются до 700 градусов, а затем постепенно остывает до 40-50 градусов. Процесс отжига длится 1,5 часа, а затем изделие поступает в обрезной цех.

В обрезном цехе срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого его помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза верхней части изделия оно проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят толщину слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью в алмазном цехе. Для начала на изделие разведенной белой глиной наносят разметку, чтобы скоординировать нанесение рисунка разными мастерами. После разметки изделие ставится на конвейер и идет от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается на более большом абразивном круге, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивный круг подается вода.

После нанесения грани изделие становится матовым. Чтобы грань стала прозрачной, изделие направляют в цех химической полировки. Изделие в пластиковом пакете опускают в ванну со смесью плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. (В этот цех экскурсия не заходит).

Затем изделие возвращается в алмазный цех, где его моют водой и, при необходимости, наносят уже матовые грани. Когда изделие полностью готово, оно проходит второй контроль. Его проверяют, маркируют, пакуют и отправляют в торговую сеть.

Ныне старинный завод, объединивший большой коллектив художников декоративного искусства, сохраняет статус художественного производства. Именно это и послужило поводом для организации и проведения на Гусевском хрустальном заводе в сентябре 1990 года Международного симпозиума художников стекла с участием многих звезд мировой величины из Испании, Англии, Германии, США, Чехословакии, Венгрии, Польши, Франции, Нидерландов, Югославии, а также мастеров из Украины, стран Балтии, Закавказья, России. Собрались специалисты, представлявшие различные направления в стеклоделии.

В наши дни ОOО "Хрустальный завод" выпускает широкий ассортимент сортовой посуды из хрусталя, простого и цветного стекла. Предприятие пользуется репутацией надежного партнера. В течении многих лет сотрудничает с торговыми организациями Москвы, Казани, Владимира, Нижнего Новгорода, Орла и других городов России. Продукция экспортировалась в США, Швецию, Италию, Японию, Кувейт, Австралию.

Свято-Троицкий храм

В 1811 году отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Акимович Мальцов при помощи капитала своей матери, Марии Васильевны, становится владельцем Гусевской фабрики, приобретенной им у брата Ивана.

Он просит разрешения у Владимирской духовной консистории на строительство при Гусевском заводе каменного храма во имя святых и праведных Бого-отец Иоакима и Анны. До этого гусевчане были приписаны к Благовещенской церкви в селе Селимово.

Война 1812 года помешала быстрому завершению строительства. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была возведена и освящена лишь в 1816 году. С устройством церкви сельцо Гусь стало именоваться Гусь-Мальцовским. На церковной площади дважды в год (летом - на Троицу, осенью - на Иоакима и Анну) начали проводить ярмарки. В 1817 году прошел первый крестный ход к деревянной часовне, где находилась особо почитаемая у населения икона святой Варвары.

В 1847 году в Гусе на полную мощность заработала бумагопрядильня с ткацким отделом, население быстро росло, и храм стал тесным. Поэтому в 1848 году к нему была пристроена теплая трапеза, освященная в 1850 году во имя Святой Живо-начальной Троицы. В 1871 году весь храм стал теплым. Он был весьма богато украшен и считался одним из лучших приходов епархии.

Посетители отмечали замечательное изящество хрустальных седмисвечников и паникадил работы местных мастеров, бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, украшения из золотой кованой парчи. Причт при церкви состоял из двух священников, штатного дьякона и двух псаломщиков. Все они жили в своих домах, построенных для них владельцем завода.

В 1880 и в 1886 годах Гусевскую фабрику господина Ю.С.Нечаева-Мальцова посещал архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, отмечавший, что благодаря известному филантропическому (благотворительному) настроению почтенного хозяина, рабочие не испытывают тех материальных и бытовых бедствий, коим подвергаются рабочие многих других фабрик.

За оправление треб (заказных служб) в конторе и в больнице священники получали от Мальцева по 134 рубля в год, дьякон - 67 рублей, псаломщики - по 28 рублей, а также имели приличный доход от служб. За храмом числилось около 50 десятин (54 га) земли. Позднее к Иоакимоанской церкви была приписана и Вековская фабрика. Улица Большая Московская стала именоваться Акиманской.

Священнослужители храма вели большую борьбу с расколом, за что священник Иоанн Казанский, член братства святого благоверного князя Александра Невского получил в 1890 году признательность от Епархии.

Стены храма были живописно расписаны. Большая схожесть настенных и ряда потолочных сюжетов с картинами В.Васнецова в Георгиевском соборе позволяет предполагать, что роспись была сделана в начале XX века.

Революция 1917 года породила в Гусь-Хрустальном большие противоречия. С одной стороны пролетарское население поселка в целом приняло идеи большевиков. С другой стороны в течение века здесь была воспитано большое почитание Бога и церкви. В 1925 году имущество храма пополнилось утварью из закрытого Георгиевского собора, но вскоре карающий меч строителей коммунизма коснулся и старейшего здания города.

Существует версия, что службы в церкви прекратились после Духова дня (следующий день после Троицы) в 1938 (и даже в 1936) году. По официальным же документам, хранящимся в архиве Ивановской области, следует, что, когда 15 марта 1940 года райисполком принял решение о закрытии Иоакиманской церкви, не сумев ее даже правильно назвать (в документах значится "Иоанноактимов-ской"), гусевчане выступили в защиту храма. И только после длительной переписки верующих с органами власти, собраний рабочих предприятий города Гусевским райисполкомом 1 октября 1940 года было принято повторное решение о закрытии. 12 ноября 1940 года оно было утверждено решением Ивановского облисполкома. Колокола были сняты, купола порушены. В неопределенное время были осквернены и находящиеся за алтарем склепы.

В 1941 году в церкви разместили механические мастерские стекольного техникума. В 1946-48 годах здесь был склад горторга. В 1948 году верующие снова обратиоись к власти с просьбой отдать здание православной общине, но получили отказ. В 1949 году в церковное здание переехала пожарная часть. Автомобили в ту пору были редкостью, ездили на лошадях, потому превратили церковь в конюшню. Противопожарная часть просуществовала здесь до 80-х годов, после чего ее место заняла служба вневедомственной охраны.

Возрождение храма началось в 1989 году с образования" в Гусь-Хрустальном православной общины, начавшей проводить работы по очистке здания церкви от последствий соцреализма. 6 августа 1989 года секретарь Владимирской епархии протоиерей Георгий Горбачев отслужил здесь первую литургию. В этом же месяце настоятелем Иокимоанской церкви был назначен протоиерей Иоанн Кравченко, прибывший в Гусь-Хрустальный из Князь-Владимирского храма во Владимире.

Церковь была переименована в Свято-Троицкую с сохранением всех приделов. Здание находилось в ужасном состоянии: в подвале стояла вода, через алтарь шла лестница на устроенный в храме второй этаж, где располагалось несколько квартир, настенные росписи были закрашены суриком и забелены, естественные оконные проемы заложены, а в стенах выбиты небольшие квартирные окошки и несколько гаражных ворот.

Восстановление здания проходило под контролем Владимирских реставрационных мастерских. Для устройства куполов были приглашены мастера из Загорска (Сергиева-Посада). Белый камень привозили из Добрятино, и его обработкой занималась бригада под руководством загорского мастера Юрия Древаля. Окна и рамы изготовил гусевской столяр Виктор Скворцов. Большую работу по промывке потолочной росписи сделал местный самодеятельный художник В.Абубекеров. Написанием икон занимались мастера из Наро-Фоминска, хотя сохранились и старинные иконы из Иоакимоанской, Николопольской, Заколпской церквей, а также остатки иконостаса из Губцева.

Колокола приобретались в частном порядке. Большинство из них представляют из себя старинные работы когда-то снятые с церквей и сохраненные жителями.

С 1991 года при храме действует воскресная школа, а с 1995 года - Гусевское православное духовное училище, подготовившее за 10 лет более 30 священнослужителей.

Часовня святой Варвары

Версия о том, что часовенка была прикладбищенской, не выдерживает критики, потому что старое кладбище до 50-х годов XX века находилось недалеко от рынка, там, где ныне стоит здание районной администрации на улице Карла Либкнехта и детского садика. В 30-х годах захоронения на старом кладбище были прекращены, в 50-х годах его сровняли с землей, а в середине 60-х годов началась его застройка жилыми домами, при этом экскаватор извлекал из земли огромное количество костей и человеческих черепов.

В 1885 году на месте деревянной часовни началось строительство каменного здания изящной архитектуры, к 1885 году все работы были завершены, и белокаменный восьмигранный колодец со святым источником разместился в отдельном южном портике здания. К сожалению, имя архитектора каменной часовни пока остается неизвестным.

А через дорогу, между пятиэтажными домами №2 и №4 по улице Коммунистической, у источников возвели еще одну небольшую часовенку в честь Святой Троицы, которая получила название "Три ключика". Вода здесь была исключительно чистой и использовалась жителями для бытовых нужд. В 50-х годах Свято-Троицкая часовенка была разрушена, но одна из соседних улиц получила название Ключевая.

После революции в 30-х годах часовню святой Варвары закрыли, и в ней разместился пищеблок. Здесь стали варить сироп, делать детские леденцы-петушки, печь пряники. Мощными швеллерами помещение было перекрыто, и в нем устроен второй этаж. Однако почти каждый год перед престольным праздником в здании случался пожар, а в середине 50-х годов огонь уничтожил деревянные своды.

После пожара крышу часовни сделали плоской. Пищеблок сменила мастерская похоронного бюро, где плелись ритуальные венки. В 70-х годах часовню отдали под гараж треста столовых. Святой источник со временем завалили старыми аккумуляторами и прочими отходами. К старинному зданию пристроили еще ряд кирпичных хозяйственных строений.

После того как в 1989 году Иоакиманский храм был возвращен верующим, встал вопрос и о часовне. В 1991 году она была передана центральному храму. Восстановлением часовни занялся иерей Иоакиманской церкви Александр Михеев. На призыв к прихожанам оказать содействие откликнулось достаточно много жителей города и района, которые со временем образовали самостоятельный приход. В 1993 году владыка Евлогий высказал предложение сделать в часовне алтарь. Иконостас был найден в приделе Флора и Лавра церкви в селе Крюково, превращенном в хозяйственный склад. Примечательно, что первая икона, внесенная в новый храм, была именно икона святой великомученицы Варвары. В феврале 1994 года Свято-Варваринский приход был зарегистрирован, а Александр Михеев назначен его настоятелем.

Восстановлением занимались сами верующие. Самое активное участие принимали О.Маринцева, В.Горбунов, В.Гилаури, Р.Черкасова, коллектив школы №7 (дир. Царев В.), было много подростков, а один из них Подсевалов Алексей стал недавно вторым священником храма. Купола рубил прихожанин Дмитрий Иванов, Главный крест делался в частном гараже Владимиром Бекушевым и был поднят с помощью техники противопожарной охраны 14 сентября 1995 года (10 лет назад). Внутреннюю настенную и потолочную роспись темперными красками выполнил местный иконописец Алексей Савельев. Большинство икон в храме-часовне старинные. Недавно по специальному заказу для храма написаны иконы Петра Великодворского и Георгия Победоносца. Их выполнил еще один местный иконописец Дмитрий Виноградов.

Из числа предприятий, ставших первыми меценатами в деле восстановления часовни, следует отметить Хрустальный завод (дир. В.Абрамов), Армагус (дир. А.Березкин), Стекловолокно (дир. А.Гарин). А в начале 90-х годов обнаружился и валун с девичьим следом. Его один предприимчивый хозяин еще до войны пытался увезти в свой двор под фундамент, да лошадь валун далеко везти отказалась. Так и остался он, брошенный на краю дороги, пока одна из гусевчанок почтенного возраста не рассказала о нем настоятелю.

В январе 1997 года при храме с большим участием прихожанина Юрия Шилова вырыт пруд, который подпитывается из сильно ослабевшего святого источника. В Крещенскую ночь на пруду собираются сотни горожан для совершения обрядового омовения.

С 1999 года при Свято-Варваринском приходе работает православная гимназия, в которой в 2005 году обучается 107 человек.



видео о городе
 


Источник: http://www.guscity.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: YESaul (08.01.2011)
Просмотров: 3071
| Теги: гусь-хрустальный | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]