Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

о карачаевцах


Карача́евцы (карач.-балк. къарачайлыла, таулула) — один из коренных народов Северного Кавказа, населяющий горные и предгорные районы Карачаево-Черкесии. Численность в России — 192 тысячи человек (2002), из них 169,2 тысячи — в Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5% населения, являясь самым многочисленным народом республики. Общая численность — 220 тыс. чел. (2008, оценка).

Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказского варианта европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке западно-кыпчакской группы тюркской семьи. 
 История 
 В формировании карачаевского этноса, которое закончилось в XIII—XIV веках, принимали участие аланы, булгары и кипчаки (половцы), а также местные горские племена, жившие здесь с эпохи бронзы. В домонгольское время Карачаевцы входили в аланский союз племён. Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на территории Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки карачаевцев (аланы) были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа. На территории нынешнего проживания карачаевцев располагалась столица средневековой Алании, именуемая Маас. В 1828 году русская армия вторглась на территорию Карачая. 20 октября 1828 года произошло кровопролитное Хасаукинское сражение в ходе которого царским войскам (находились под личным командованием генерала Эмануэля), оснащённым артиллерией, удалось одержать верх. Войска Эмануэля потеряли убитыми и ранеными 163 человека, что превосходило потери русских (!) в сражении с 30-тысячным корпусом Батал-Паши. Карачаевские старейшины предприняли шаги по недопущению погромов своих селений. На следующий день после сражения, когда войска Эмануэля уже подходили к Карт-Джурту, им навстречу вышла делегация старейшин. Вследствие переговоров была достигнута договорённость о включении Карачая в состав Российской империи. После присоединения было оставлено в неприкосновенности все внутреннее самоуправление Карачая: должностные лица и суд. Разбирательство дел с соседними мусульманскими народами продолжало осуществляться по народным обычаям и шариату. В Карачай даже не назначался пристав, но от карачаевцев были взяты аманаты в залог их верности присяге.

Присоединение (во многом ещё формальное) Карачая к империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эмануэль сравнивал свою победу с овладением знаменитыми Фермопилами (в иной транскрипции — «Термопилами») В ноябре 1943 года по ложному обвинению в сотрудничестве с фашистской Германией, карачаевцы были переселены в Среднюю Азию: Казахстан и Киргизию. Общая численность населения в то время насчитывала около 80 тысяч человек. Преимуществено дети, женщины и старики. Мужская часть населения сражалась против фашистов на фронтах Второй мировой войны. По не документированным данным советский политический деятель М. А. Суслов (один из основных инициаторов репрессий северо-кавказских народов) имел личную неприязнь к карачаевцам. По рассказам очевидцев, Суслов присутствовал на свадьбе в Карачае , где, во время застолья, оскорбил одного из старейшин, за что был жестоко избит молодыми горцами. Этим многие и объясняют последующие трудности в реабилитации карачаевского народа. Болезни и голод явились причиной гибели 35 % населения только за первые два года депортации. Из 28 тысяч детей погибли 22 тысячи (около 78 %). В настоящее время старейшины Карачая , которые были очевидцами этих событий, сообщают: «То время в Средней Азии было ужасным. Голод, изгнание и насилие военных…, но карачаевцы предпочитали смерть нежели просить милостыню, и тем самым опозорить себя и свой клан».


После 14 лет депортации, во времена Н. Хрущева, в 1957 году карачаевцы вернулись на Родину. 
 География 
 Карачаевцы проживают в ущельях и на нижних склонах гор Центрального Кавказа, в долинах рек Кубани, Зеленчуков, Урупа, Лабы, Кумы, Подкумка, Малки и других.

Из крупных городов значительное количество карачаевцев проживает в Кисловодске, Черкесске и Ставрополе. Карачаевцы составляют большинство населения городов Теберда, Карачаевск, Усть-Джегута и Учкекен в Карачаево-Черкесии. 
 Язык и религия 
 Карачаевцы говорят на диалекте карачаево-балкарского языка, который относится к кыпчакской группе тюркских языков. Письменность на основе кириллицы. Процесс исламизации карачаевцев начался в XVI в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья (друидизм), камни, божеств-покровителей. В настоящее время абсолютное большинство карачаевцев - мусульмане-сунниты. 
 Характер народа 
 Изолированный образ жизни в горах в течение многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которые подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре. Карачаевцы очень независимы в своём поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время 
Высказывания о карачаевцах 
 «Карачай — нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотой и храбростью». Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений. Юбилейное издание, М., т.46, с.184 
 «Карачаевцы… народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух сил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти…» А.Якубович «Северная пчела», 1825, № 138 
 «Народы правого фланга, зная воинственность карачаевцев и их запальчивый характер, боятся их трогать и живут с ними мирно». И.Забудский, «Военно-статистическое обозрение Российской империи», Ставропольская губерния. С-Пб, 1851,т.16,ч.1,с.132 
 Обитатели Кавказа составляют ту воинственную народность, столь прославившуюся под именем гуннов, которая распалась теперь на разные мелкие племена… Эта карачеркесы, как их зовут турки, то есть «чёрные черкесы», составляют северную отрасль. Турки дали им это название по причине беспрерывных туманов и облаков в их стране. Жан ШАРДЕН «Кавказский вестник», Тифлис, № 9-10 за 1900., с.22 
 «Карачаевские пастухи редко вооружённые только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших — это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев». В.Тепцов, «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», Тифлис, 1892, т. XIV, с.96,107 
 «А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению». К. Хетагуров Собрание сочинений, т.3, М., изд-во «Художественная литература»,1974, с.144

Тюрки России: Карачаевцы и Балкарцы (фильм телекомпании "МИР")

Категория: Мои статьи | Добавил: YESaul (03.07.2012)
Просмотров: 2002 | Комментарии: 1
| Теги: КАРАЧАЕВЦЫ | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 1
1  
а что небудь есть о траме

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]